Всероссийский выставочный центр, ВВЦ (ВДНХ, ВСХВ)

Расположение комплекса

На севере Москвы расположен уникальный и крупнейший в России выставочный комплекс. Для его строительства рассматривалось несколько участков: Останкино, Поклонная гора, Лужники, совхоз «Отрадное», Бутырский хутор, Ленинские горы, Измайлово и участок, расположенный вдоль будущего Химкинского водохранилища. В итоге выбор пал на Останкино. И вот, на месте бывших останкинских болот, заняв часть угодий села Алексеевское и часть Останкинского лесопарка, расположилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ).

Выставочный комплекс в разные периоды своей истории имел разные названия: в 1939 году была официально открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ); В 1959 году комплекс перепрофилировали и переименовали в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ); с 1992 года — это Всероссийский выставочный центр (ВВЦ).

История ВВЦ (ВДНХ). Архитекторы павильонов главной выставки

Начало «главной выставке страны» положило обращение II Всесоюзного Съезда колхозников-ударников в центральные органы коммунистической партии и правительства с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Данную просьбу удовлетворили, и был создан Главный выставочный комитет. Популярность готовящейся выставки была крайне высока, выставочный комитет получил свыше 250 тысяч заявок на участие. Чтобы получить право участвовать во Всесоюзной выставке, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были иметь определенные показатели труда.

Изначально открытие выставки планировалось на осень 1937 года, но переносилось дважды, сначала на 1938 г., затем на 1939г. С 1935 по 1938 год главным архитектором ВСХВ был назначен Вячеслав Константинович Олтаржевский, победитель конкурса проектов на планировочное и архитектурное решения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Существует мнение, что в своем проекте он задумал отобразить в миниатюре строение солнечной системы. Площадь механизации являлась центром выставки, напоминая солнце, вокруг которого «вращались» девять планет. В центре площади по замыслу автора должна была находиться фигура В. И. Ленина. Вся система сформирована с математической точностью и заключена в правильный восьмиугольник — христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов.

Судьба В.К. Олтаржевского имела не радостный поворот. Строительство выставки было прервано арестами в Наркомземе. Нарком М. А. Чернов, курировавший проект, был расстрелян, главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной выставки обвинен во вредительстве и сослан за Полярный круг, а план выставки изменен. Олтаржевкому вменялось, в частности, то, что «из-за имевшегося на выставке вредительства ее строительство было проведено без продуманного генерального плана. Такой важный раздел выставки, как показ новой и старой деревни, совершенно не нашел отражения в генеральном плане». Постройки, созданные им, были сломаны и отстроены заново, а об открытии ВСХВ Вячеслав Константинович узнал лишь из киножурнала, который показывали в лагере. Стоит отметить тот факт, что хотя изменения в строительстве имели место быть, в основе нового генплана все же ясно просматривался прежний проект Олтаржевского.

Новым главным архитектором выставки был назначен С. Е. Чернышев. Под его руководством работали более двух тысяч профессионалов и народных мастеров. Архитектурный ансамбль ВСХВ создавали множество талантливых архитекторов, скульпторов и художников. ( В.Щуко, В.Гейльфрейх, Л.Поляков, Д.Чечулин, С.Коненков, Г.Мотовилов, А.Дейнека, А.Бубнов, П.Соколов-Скаль и многие другие).

Торжественное открытие состоялось 1 августа 1939 г. Для выставки были проложены дороги, водопровод, канализация, освещение, телефонные и радиокабели. Река Копытовка, протекавшая в районе Церковной горки, была заключена в трубу. К выставке приурочили введение в действие Крестовского виадука. Были организованы троллейбусные и автобусные маршруты, а трамвайные пути, проложенные в 1923 году до Останкино, перенесли на участке до Крестовской заставы на параллельную улицу.

Сельскохозяйственная выставка в 30-е годы XX века и в годы Великой отечественной войны

Первые посетители вошли через арку, построенную по проекту архитектора Л.Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок. Выставка поражала своей масштабностью, на площади приблизительно в 140 гектаров располагались пруды, парки, опытные участки, а так же 230 различных строений и павильонов. 145 из них показывали достижения сельского хозяйства.

Эмблемой ВСХВ стала 13-ти метровая скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, поднявших над головами сноп пшеницы (скульпторы Р. Будилов и А. Стрекавин). Установленная на мощной колонне, статуя хорошо просматривалась со всех точек выставки. Колонна располагалась у Главного павильона и достигала в высоту 56-ти метров. Сам павильон представлял собой белое здание с колоннадой, на фасаде которого были изображены гербы союзных республик и герб Советского союза. Позднее, в 1954 году, павильон был перестроен. Сохранив основную идею, авторы привнесли в архитектуру строения новые черты, отражающие «державный» дух 50-х годов. Увенчанное шпилем со звездой, здание доминировало над всем выставочным комплексом, достигая в высоту почти 100 метров. За прошедшее время павильон практически не изменился, теперь в нем находится Общероссийская общественная организация «Ассамблея народов России». Перед павильоном установлена статуя В. И. Ленина. Фасад украшен гербами союзных республик.

ВВЦ (ВДНХ), главный павильон №1

Из Главного павильона посетители попадали на центральную аллею с площадями Колхозов, Механизации и Прудовой. Параллельно центральной аллее шли Северная и Южная дороги. Большинство павильонов располагалось по периметру площадей, и на примыкающих к ним аллеях. Сами павильоны больше напоминали дворцы, воплотив в себе помпезный и победный дух эпохи. Павильоны союзных республик были выполнены с использованием национальных мотивов. Помимо прочего на выставке были созданы зона отдыха, Мичуринский сад, аттракционы (парашютная вышка, колесо обозрения и др.), Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра, всевозможные кафе и рестораны, чайная и чайхана.

На территории ВСХВ были установлены десятки памятников и скульптур. При въезде на Выставку, в двухстах метрах от поворота с Ярославского шоссе, стояла 24-х метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», выполненная из нержавеющей стали. Статуя является копией скульптуры, созданной Верой Мухиной для международной выставки в Париже, и украшавшей на ней Советский павильон.

Павильон на парижской выставке был достаточно высок, в Москве же ограничились низким постаментом, дабы статуя не подавляла «Триумфальную арку труда» — главный вход, чем Мухина была крайне не довольна. «Рабочий и колхозница» — это наиболее известный памятник, связанный с ВДНХ, впоследствии ставший символом киностудии «Мосфильм». До декабря 2009 года памятник находился на реконструкции, и теперь расположен на перекрестке улиц Проспект мира и Бориса Галушкина. Скульптурную композицию, восстановленную после коррозии, установили на более высокий пьедестал, высотой 30 м.

В центре площади Механизации на постаменте возвышалась 25-метровая статуя Сталина (скульптор С. Д. Меркулов), но простояла она там недолго. После реконструкции 1954 года посетители увидели на ее месте круглый бассейн.

В наиболее живописной части выставки, на запруженной речке Каменке, протекающей по территории ВСХВ, находился действующий образец колхозной гидроэлектростанции, ток от которой подавался в соседнее здание и приводил в действие установленные там сельскохозяйственные машины. За Каменкой начинался лесопарк, и выставка постепенно соединялась с Главным ботаническим садом АН СССР.

Разумеется, наряду с остальными замечательными экспозициями, имел место раздел «Новое в деревне». Пожелания, как видно, новым главным архитектором были учтены. На площади в 12 гектаров демонстрировались типовые сооружения, рекомендуемые для массового строительства: сельсовет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие фермы, колхозный клуб, школа, родильный дом и детские ясли, которые пользовались особым интересом, так как до этого про них в деревне не имели представления.

После своего открытия и вплоть до 1941 года выставка не переставала радовать своих посетителей. Несмотря на то, что она задумывалась как разовое мероприятие, с февраля 1939 года было принято решение об ее ежегодном проведении с отбором экспонатов по итогам года. Всех участников выставки заносили в Книгу Почета, а передовиков награждали дипломами и медалями, золотыми, бронзовыми или серебряными. В числе наград так же были денежные премии, часы, радиоприемники. Самыми ценными призами для лучших хозяйств были автомобили и мотоциклы. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4,5 млн. человек.

В военные годы павильоны были закрыты, а на территории располагались зенитные установки, экспозицию и библиотеку выставки эвакуировали в Челябинск. В 1941 году она проработала лишь один месяц и пять дней. Внесла ли богатая символизмом планировка Олтаржевского свой мистический вклад в ход истории или нет, тем не менее, за все время войны на территорию ВСХВ не упала ни одна бомба.

В 1942 году Олтаржевскому вернули свободу, к тому же он стал личным консультантом вождя по вопросам высотного строительства, что не удивительно для архитектора, обучавшегося в Вене в Академии художеств (1905г.) у О. Вагнера, и окончившего экстерном Нью-Йоркский университет (1924г.). С 1924г. по 1935г. архитектор, командированный в США для ознакомления с современными строительными технологиями, работал на высотном строительстве Нью-Йорка, по его проекту в Нью-Джерси выстроен курорт «Королевские сосны». Существует версия, что его конкурсный проект площади маршала Фоша в Париже, выполненный в США и привлекший внимание Н. И. Бухарина, впоследствии и привёл Олтаржевского на скамью подсудимых. Измененную выставку Вячеслав Константинович ни разу не посетил, хотя возможность такая у него была.

Послевоенная реконструкция Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки

После войны ВСХВ вновь приняла посетителей, это произошло 1 августа 1954 года. Была необходима пропаганда достижений сельского хозяйства, внедрение передового опыта в колхозное и совхозное производство. Результаты труда, необходимые для участия в выставке, значительно превышали довоенные.

После реконструкции территория выставки была увеличена до 207 гектаров. Построили множество новых павильонов, в том числе павильон «Узбекистан ССР», нынешний павильон «Культура», на мой взгляд, один из красивейших на выставке. Общее количество зданий увеличилось до 383. Была построена новая арка для главного входа (по замыслу архитектора И. Мельчакова). Так же как и первая, новая арка была выполнена в традициях Древних Греции и Рима. В высоту она достигает 32-х метров. Четырехгранные богато украшенные колонны разделяют пространство арки на центральный и боковые пролеты. В настоящее время арку венчает та самая скульптура тракториста и колхозницы, которая ранее возвышалась рядом с Главным павильоном. Новый вход удобно связал выставку со станцией метро, но его расположение изменило композиционную ось ансамбля.

Главный вход на ВВЦ (ВДНХ)

В дополнение к первой была спланирована ещё одна восьмиугольная площадь у главного павильона. На площадях появились фонтаны: «Дружбы народов» и «Каменный цветок». Третий крупный фонтан — «Золотой колос» продолжил развитие главной оси в глубь территории. Площадь Колхозов переименовали в площадь Дружбы народов, площадь Механизации — в площадь Промышленности. Изменения претерпел и павильон Механизации, который тогда получил имя «Механизация и электрификация сельского хозяйства». И если раньше это был просто масштабный эллинг из стекла и бетона, то теперь он представлял собой монументальное здание, увенчанное высоким стеклянным куполом. После первого полета человека в космос, в 1961 году, перед павильоном Механизации была установлена копия ракеты Гагарина. Впоследствии, с 1964 года, он стал называться павильоном «Космос» и с тех пор не сильно изменил свой внешний вид.

фонтан Дружба Народов на ВВЦ (ВДНХ)

фонтан Каменный Цветок

фонтан Каменный Цветок

Расположенный на центральной площади фонтан «Дружбы народов» является одной из главных достопримечательностей выставки. Он представляет собой выполненные из позолоченной бронзы фигуры девушек в национальной одежде, ведущих символический хоровод. Ежесекундно фонтан выбрасывает на высоту 20-ти метров примерно тонну воды. Всего «девушек» шестнадцать, по числу союзных республик, хотя уже тогда республик стало на одну меньше (карело-финская), и идеологический смысл фонтана был несколько утрачен.

В тот же время, на другом конце площади, был установлен еще один не менее известный фонтан — «Каменный цветок». Созданный по мотивам сказок Бажова в бассейне, облицованном полированным гранитом, высится удивительный цветок, выполненный из разноцветных сплавов. Кроме него в бассейне установлены фонтаны поменьше, в виде бронзовых рыб и птиц.

Недавно был придуман аттракцион — «Музыкальный фонтан», где струи воды выбрасывались под музыку и подсвечивались. Да вот только просмотр был платный, вследствие чего «Каменный цветок» от обычных посетителей был скрыт за мало-эстетичными щитами. Прекрасно то, что время этого безобразия закончилось, щиты убрали, и фонтан вновь радует нас своей красотой.

Самолеты на ВДНХ

Кроме сельскохозяйственной экспозиции, в 1956 году на выставке появились 22 новых павильона и 13 открытых площадок Всесоюзной Промышленной Выставки (ВПВ). Одним из главных павильонов ВПВ стал павильон «Машиностроение». На открытых площадках демонстрировались образцы новой техники. Здесь же был установлен первый советский пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104, спроектированный и построенный под руководством Алексея Туполева. Затем появились Ту-154 и Як-32.

Судьба самолетов довольно печальна: сохранился лишь «Як». Теперь он переоборудован под фото-галерею «Самолет». Ту-154 был «утилизирован» на глазах прохожих в один из выходных дней. Данное событие не осталось без внимания общественности, и разгорелся целый скандал, в ходе которого руководству ВВЦ пришлось давать множество разъяснений. В том числе опровергать опасения различного рода, например, что макет ракеты тоже будет демонтирован. Был также обещан новый самолет, взамен разрушенного. Ракета на месте, а вот нового экспоната пока не видно.

От ВСХВ до ВВЦ

28 мая 1958 года Советом Министров СССР было принято постановление об объединении сельскохозяйственной и промышленной выставок, а также строительной выставки, располагавшейся на Фрунзенской набережной, в Выставку Достижений Народного Хозяйства СССР (ВДНХ СССР). 16 июня 1959 г. выставка открылась в новом качестве и с новым названием. Экспозиция стала строиться по производственно-отраслевому принципу. Вскоре сделав выставку почти полностью индустриально-промышленной. В 1960—70-х годах выставочный комплекс был дополнен рядом павильонов («Вычислительная техника», «Рыбное хозяйство» и др.), архитектура которых своим аскетизмом отчётливо противоречит ранее сложившемуся стилю. На базе павильонов ВДНХ проводился обмен опытом и обучение работников, ежегодно открывалось примерно 300 тематических выставок, на которых демонстрировалось более 100 тысяч экспонатов.

фонтан Дружба Народов и Главный Павильон

23 июня 1992 года Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ ВДНХ была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ).

Площадь сегодняшнего ВВЦ — 237,5 га, площадь его павильонов — 108 тыс. кв. м. И хотя большая часть их них задействована в торговле, есть надежда, что со временем выставочный комплекс все же вернется к той деятельности, ради которой когда-то задумывался. А пока руководство решает, как воплотить эти замыслы в жизнь, ВВЦ–ВДНХ–ВСХВ остается одним из любимейших мест отдыха москвичей и гостей столицы.

Статья и фотографии — Надежда Калесник